1. Возьми правильный курс Колумб отлично знал, что плывет к новому континенту, а не к Индии. Просто нужно было у короля выбить финансирование экспедиции, потому и пришлось царственную особу дезинформировать. В любом случае, успех Колумба на 100% зависел от первоначального выбора курса. Мореплаватель мог же и к Северному полюсу завернуть! Допустим, ты хочешь написать музыкальный плейер. Но ведь существует множество других плейеров. Конкурировать с Winamp'ом будет очень сложно. Значит, проанализируй сначала положение вещей. Сможешь ли ты реализовать в своем продукте те же функции, что у конкурентов? Если ответ на этот вопрос утвердительный, то задай себе другой — что предложишь сверх того? Чем будет радикально отличаться в лучшую и худшую сторону твой плейер от других? Если негативных моментов получится больше, то стоит ли вообще браться за дело и тратить время? Еще один важный момент — потенциал развития продукта. Уверен ли ты, что сможешь его развивать по меньшей мере несколько лет? 2. Соблюдение лицензий и патентов Прежде чем оснащать свой продукт поддержкой какого-то формата или технологии, внимательно изучи ее лицензию. Чтобы потом, если твоя программа станет популярной, не получить гневное письмо от владельцев патента или судебный иск. Например, декодирование MP3 бесплатно, если ты используешь его в бесплатном продукте. Если же твой плейер стоит денег, то тебе придется отчислять проценты за каждый проданный плейер держателям патентов MP3 ( Thomson Multimedia и Fraunhofer Institut Integrierte Schaltungen). А вот MP3-кодеры в любом случае платны. Будьте внимательны при внедрении в свою программу кодировщиков в формат GIF. Обычно в GIF'е применяется защищенное патентом LZW-сжатие. Патент принадлежит компании Unisys, и чтобы использовать легально эту технологию, надо платить за лицензию. Впрочем, стоит присмотреться к бесплатным и открытым стандартам сжатого звука (Ogg Vorbis — http://www.vorbis.com) и графики (PNG — http://www.libpng.org). Хорошей практикой является упоминание использованных в разработке чужих библиотек и компонентов — бесплатных или нет, не имеет значения. Если иностранные программисты считают это обязательной традицией, то многие отечественные их коллеги «забывают» упомянуть о том, что продукт содержит не только их собственный труд. Вот так мы плавно подобрались к вопросу о плагиате. 3. Не будь плагиатором! Плагиат негативно влияет на общественное мнение о продукте. Если ты откуда-то «слизал» интерфейс своей программы, то пользователь это заметит и непременно укажет другим, причем в весьма хулительному ключе. Плагиат дизайна документации и текстового содержания тоже не делает чести и, как правило, вызывает некие санкции «пострадавшей стороны». Несколько иного рода проблема — заимствование идей. Например, если в Winamp имеется плейлист и эквалайзер, то никто не скажет тебе, что плейлист и эквалайзер в твоем плейере — это плагиат. Однако если ты пишешь HTML-редактор, надумал внедрить в него популярный «чистильщик» Tidy (который распространяется в исходных кодах) и просто слил его код в свою программу — это будет и плагиатом, и нарушением лицензии. 4. Регулярные обновления Мало просто кинуть дистрибутив или ссылку на него в десятку софтверных серверов. Вон там сколько хлама годами висит! Продукт живет тогда, когда его периодически обновляют. Пусть даже изменения в новой версии будут незначительны — лучше выложить версию пораньше. Это производит впечатление непрерывной работы над продуктом, борьбы за качество и т.п. Идет дополнительная раскрутка — информация об обновлении попадает во всевозможные рассылки, обзоры, становится темой на форумах. И не ленись сообщать о новом релизе на каждый софтовый сервер, где ты зарегистрирован. Я понимаю, что это колоссальный, злокачественный геморрой, но ведь должен же мир узнать, что где-то в Сети обновилась твоя программа! Пока не скажешь пользователю, он об этом не узнает. 5. Официальный сайт Первым делом новая версия должна быть выложена на официальный сайт программы. Сообщение об этом, с перечислением нововведений, лучше поместить на главную страницу. Не нагружай ее баннерами и счетчиками. Со стороны это выглядит попсово, напрягает. Заметь, что на сайтах «титанов» софта почти нет рекламы, баннеров и счетчиков. Можно установить невидимый счетчик вроде HotLog, чтобы ты мог следить за положением дел. Хороший продукт раскручивается не баннерами, а своим качеством. Если сайт висит на бесплатном хостинге с перегруженным траффиком, то сделай дизайн с минимальным использованием графики, либо вообще обойдись без нее. Что тебе важнее — удобство для посетителей или несколько картинок? Не все бродят по Сети с Oper’ой или Mozill’ой, в которых в любой момент можно отключить графику. Кое-кто не дождется загрузки, плюнет и закроет окно. На сайте заведи рубрики: «О продукте», «О нас», «Скачать», «Скриншоты», «Ссылки». Если все содержимое впарить на одну страницу (особенно скриншоты), это вряд ли прибавит сайту солидности. Рядом со ссылками на файлы для скачивания приводи размер этих файлов. Обязательно, чтобы сайт нормально выглядел в козырной тройке популярных браузеров — Mozilla, Opera, Internet Explorer (причем не в шестом, а в пятом или 5.5). Никаких менюшек, сделанных на основе таблиц, никаких реалтаймовых фильтров изображений. Еще — для совместимости лучше применять JavaScript, чем JScript, ведь последний полностью «держится» только в Internet Explorer (неудивительно, ведь JScript — разработка Microsoft). Что до Flash, то для официального сайта программы эта технология не подойдет. Использование «флэшек» надолго отобьет охоту посещать твой сайт у тех посетителей, которые не установили или отключили поддержку Flash. 6. Не твое — не трожь! И продукт, и его инсталлятор не должны без спроса пользователя изменять какие-либо параметры системы, переиначивать ассоциации файловых расширений, записывать себя в автозагрузку или выкидывать прочие подобные финты. Инъекция в системную директорию дюжины левых dll'ок и последующее их удаление заодно с самой системной директорией приведет к тому, что юзер сделает куклу Вуду, назовет ее в твою честь и будет втыкать иголки в ее плюшевое тело. Поэтому к созданию инсталлятора надо подойти с максимальной ответственностью. Программа — это такая вещь, которую встречают по одежде. Хороший инсталлятор — залог здоровья системы, а также нервных и эстетических чувств пользователя. Сделай плохой инсталлятор — юзер, запустив его лишь однажды, больше не рискнет сделать это. Для создания инсталляторов я рекомендую NSIS от Nullsoft ( http://www.nullsoft.com/free/nsis). Короче говоря, «как у Winamp». NSIS очень гибок и прекрасно сжимает дистрибутивы. Правда, неискушенных программеров он может отпугнуть, поскольку инсталляционные скрипты для NSIS нужно писать вручную. А для этого придется прочесть документацию на английском и ознакомиться с многочисленными примерами из комплекта поставки. Зная тягу наших программистов к иностранным языкам по часто звучащей на форумах фразе «а нет ли доки на русском???», могу предположить, что читатель все же склонится к более автоматическому генератору инсталлятора, вроде Install Shield или Wise. Однако NSIS все-таки более открыт — ты сам знаешь, что делаешь, сам отвечаешь за каждую строку скрипта. К тому же NSIS бесплатен... Аргумент звучит несколько наивно, правда :-)? 7. Vox populi — глас народа Отвечай на все письма пользователей. Есть, конечно, исключения из правила, но здесь я говорю о большинстве юзеров. Допустим, какой-то юзер проявил интерес к твоей программе, потратил свое время и некие творческие ресурсы, чтобы написать тебе письмо. Он сообщает о найденной ошибке. Поблагодари его, а сам попытайся устранить ошибку. Если в письме содержится вопрос о программе — не ленись ответить. Терять пользователей проще, чем приобретать. Каждый новый пользователь привлекает к продукту дополнительных пользователей: своих друзей, коллег, просто незнакомых людей на форумах. А те, в свою очередь, передадут «благую весть» другим. Эдакая раскрутка фрактальным образом... Вопросов от юзеров станет меньше, если ты напишешь к проге хорошую документацию. Внятным и живым языком. В документацию добавь список благодарностей юзерам, внося туда тех, кто будет давать полезные советы или сообщать о важных ошибках. Пользователям приятно видеть свои фамилии или псевдонимы в таком списке. Однако не приводи там адреса их почтовых ящиков! Заведи для пользовательских писем отдельный e-mail адрес. Пусть туда пишут. Никогда, никогда на засвечивай на публике свой основной адрес. Это не к добру. Наконец, правило последнее, железное, без номера. Раскрутка в «печатной» прессе. Чем чаще о твоем продукте говорится со страниц газет и журналов, тем более продукт становится популярным. О твоей программе пишут другие? Напиши вдобавок и сам, отправь куда-нибудь статью. Кто может лучше описать программу, как не ее автор? К толстым журналам обычно прилагаются CD с софтом. Свяжись с редакцией такого журнала, предложи к размещению на их CD своей программы. А может быть, с тобой сами выйдут на контакт. В любом случае, пресса — великая сила. © Петр 'Roxton' СЕМИЛЕТОВ, МОЙ КОМПЬЮТЕР Weekly
Источник: http://mycomp.com.ua |